Открытый
урок по литературному чтению.
Тема.
Надежда Павлова «Находка»
Цель:
Обучающая:
Ø Познакомить
учащихся с новым произведением;
Ø учить
детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
Ø совершенствовать
навыки чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность);
Ø закреплять
умения детей работать в группах.
Развивающая:
Ø развивать
интеллект младших школьников средствами литературы (развивать речь, логическое
мышление, память, воображение, творческие способности, внимание), познавательную
самостоятельность;
Ø расширять
кругозор детей, обогащать словарный запас;
Ø обеспечить
развитие речи детей, коммуникативные умения.
Воспитывающая:
Ø воспитывать
интерес к литературному творчеству;
Ø создавать
условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных
произведений;
Ø воспитывать
чувство сопереживания, сочувствия, доброты, трудолюбие.
Тип урока:
комбинированный урок
Методическое
сопровождение:
Мультимедийная
презентация
Аудиозапись с
текстом сказки «Находка»
Учебник «Книга по чтению», 2 класс, часть ,
автор Т.Д. Попова, И.Н.Лапшина , Киев
«Освіта», 2010
Таблица к
технологии
«Дешифровальщик»
Плакат «Пчелы
возле улья»
Индивидуальные карточки для
восстановления пословиц
Набор деталей
для аппликации
Маски:
«Пчелки», «Пасечник», «Червячок», «Трутни»
Компьютерное
обеспечение:
ИКТ поддержка: проектор, мультимедийная доска, ноутбук.
Ход
урока
І.Организационный момент
(Создание
эмоционального фона)
-Ребята,
давайте поприветствуем наших гостей кивком головы, постараемся создать на нашем
уроке для них уютную и комфортную атмосферу. Чтобы наш урок прошел с пользой
для вас и для меня, я хочу поделиться с вами своим теплом и уверенностью в
успехе. Поднимите, пожалуйста, свои ладошки и поверните их ко мне. Я посылаю
вам тепло и хорошее настроение, исходящие от моих ладоней, а вы ловите их, как
антеннами. Получилось? А теперь присаживайтесь и готовьтесь внимательно
слушать.
ІІ. Актуализация опорных
знаний
1.
Артикуляционная гимнастика
2.Беседа
-
Ребята, кто из вас хочет хорошо учиться?
-А
для этого нужно?
Технология «Микрофон»
(
Много читать, интересоваться новым, быть любознательным, уметь трудиться, быть
уверенным в себе, быть активным, быть неравнодушным и т.д.)
Вывод:
нужно уметь трудиться.
3)Работа
с пословицами
-Ребята,
труд ценился человечеством во все времена ведь много чего создано благодаря
труду, уму и знаниям людей. А какие пословицы о труде вы знаете?
Больше
дела – меньше слов.
Глазам
страшно, а руки сделают.
Без
труда нет плода.
“Без
труда не вытащишь и рыбку из пруда”
“Что
посеешь, то и пожнешь”
“Нет
хлеба, так нет и обеда”
Труд
кормит человека”
“Труд
человека кормит, а лень портит”
“Хочешь,
есть калачи, не сиди на печи
Маленькое
дело лучше большого безделья”
-А
теперь послушайте замечательные стихи о труде
(Подготовленные
ученики декламируют стихотворения)
1.
Кто на свете самый главный,
Самый
добрый, самый славный?
Кто
он?
Как
его зовут?
Ну,
конечно,
Это
труд!
2.Кто
на свете самый умный,
Самый
старый, самый юный?
Кто
он?
Как
его зовут?
Ну,
конечно,
Это
труд!
3.Кто
На
все века и годы
Настоящий
Царь
природы?
Царь
полей,
Заводов,
Руд?
Кто
он?
Как
его зовут?
Ну,
конечно,
Это
труд!
4)Беседа
о пчелах
-
Ребята, а сейчас послушайте загадку, и скажите, с кем чаще всего сравнивают
трудолюбивого человека?
Домовитая
хозяйка
Полетает
над лужайкой,
Похлопочет
над цветком,
Он
поделится медком. (Пчела)
-
Правильно, с пчелкой. Ведь пчелы, ребята, на первый взгляд такие маленькие
насекомые тысячелетиями занимают умы ученых во всем мире и до конца еще не
изучены. Пчелы- это отдельный мир со своими порядками и законами. А что вам
известно о пчелах? (Ответы детей)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся
-
Чтобы получше узнать характер пчел, давайте послушаем сценки о пчелках-трудягах,
которые вы готовили в группах .
1 группа. Сценка «Пчелка и червячок»
Пчёлка:
– Здравствуй, здравствуй, Червячок,
Красно-розовый
бочок!
Червячок:
– Здравствуй, Пчёлка, как дела?
Много
мёду принесла?
Пчёлка:
– Я летала целый день,
Мёд
мне собирать не лень.
Скоро
к нам зима придёт –
Будут
детки кушать мёд.
Ну,
а ты чем занимался?
Червячок:
Целый день в земле копался:
Там
я домик строю свой -
Я
зимую под землёй.
2 группа. Сценка
«Дружные пчелы»
Пасечник: Я -
добрый пасечник Илья, а это - пасека моя!
Вот улей – это пчёлок
дом! Живётся им уютно в нём!
(Прислушивается к звукам из улья.)
Гудит, шумит пчелиный
рой, не утихает день – деньской!
Недаром славится,
друзья, трудом пчелиная семья!
Где вы, пчёлки,
просыпайтесь, за работу принимайтесь!
(Вылетают пчёлы. Пасечник уходит).
1 пчелка.
Мы летаем целый день, жу-жу-жу, жу-жу-жу!
Собирать
нам мёд не лень, жу-жу-жу, жу-жу-жу!
Дружно,
весело живём, песни звонкие поём!
2 пчелка. Мы работаем жужжим, жу-жу-жу, жу-жу-жу!
Солнцу
«Здравствуй!» говорим, жу-жу-жу, жу-жу-жу!
А
зимой мы отдыхаем, дней весенних ожидаем!
Жу-жу-жу!
Жу-жу-жу!
3 пчелка.
Называют нас не зря, жу-жу-жу, жу-жу-жу!
Пчёлок
дружная семья, жу-жу-жу-, жу-жу-жу!
Друг
за друга мы горой, на пути у нас не стой!
Пчелка-разведчица.
Пчёлки, верные подружки, я нашла в лесу опушку,
Там и
липы и цветы, и малины есть кусты.
Полетим
скорее, пчёлки, не забудьте взять ведёрки!
4
пчелка. Соберём нектар цветочный,
это сделать надо срочно,
Чтобы душистый наш
медок был готов точно в срок!
3 группа. Сценка
«Пчелки и трутни»
1.Деловита
и смела
Золотистая
Пчела,
Полосатая
трудяга
Много
пользы принесла!
Только
тех, кто любит труд,
Люди
«пчёлками» зовут,
Их
в пример повсюду ставят
И
в помощники зовут.
2.Только
утро настаёт-
Отправляются
в полёт,
У
пчелиного народа
Каждый
сам себе пилот.
Здесь
процесс не зря идёт-
Собирает
пчёлка мёд
И
цветочный, и горчичный,
И
любой, какой найдёт.
Только
липа расцветёт,
То
с неё целебный мёд
Для
лечения простуды
Пчёлка
мигом соберёт!
3.Их
профессия- летать.
Мёдом
соты насыщать,
Да
ещё мохнатым брюшком
И
растенья опылять.
4.Тех,
кто презирает труд,
Всюду «трутнями» зовут,
Ведь
они , как трутни в улье,
Мёду
в соты не несут.
III. Сообщение
темы и цели урока
-Ребята, мы недаром заговорили о
пчелках. Сегодня мы будем читать
авторскую сказку Надежды Павловой, в которой она описывает интересную жизнь
пчел, поближе познакомимся с повадками этих необычных насекомых, поработаем над
правильностью, выразительностью и темпом вашего чтения, поработаем в парах и группах, проявим
свои актерские способности и, конечно, получим хорошие оценки, а для этого надо
потрудиться, как пчелкам. Ребята, а чего
вы ожидаете от нашего урока?
![]() |
Я думаю, что на этом уроке …
(Работа по шкале
ожиданий)
-Я предлагаю провести наш урок под девизом: «Учитель – пчелка, а знания детей – мед». Представьте, что мы с
вами очутились в улье и ненадолго превратились в пчелок. Согласны? Если, вы хорошо потрудитесь, то ваши знания
превратятся в мед, то есть в отличные оценки.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.
-Пришло время узнать название
произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться.
2. Технология
«Дешифровальщик»
-Нужно расставить буквы в
правильном порядке и вы расшифруете название новой сказки.
4
|
6
|
1
|
5
|
2
|
7
|
3
|
о
|
к
|
н
|
д
|
а
|
а
|
х
|
3. Прогнозирование содержания текста
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в
тексте?
- А будет ли полезной эта находка?
Почему вы так думаете?
4. Вступительная
беседа о биографии автора
-Если вы были внимательными, то слышали, что я упомянула о
том, что мы будем читать авторскую сказку. А чем она отличается от народной? (
У народной сказки автор неизвестен, ее сочиняли много людей, передавая ее из
уст в уста, добавляя и приукрашивая, а литературную сказку написал один известный
конкретный автор. Такие сказки дошли до нас в неизмененном виде)
-Верно. Сказку «Находка»
написала известная русская писательница
Надежда Павлова, имя которой стоит в одном ряду с именами таких писателей, как
Виталий Бианки, Евгений Чарушин, Константин Паустовский. Что объединяет этих
писателей? (Все они писали о природе)
Надежда Иосифовна Павлова
Родилась в 1927 году в Москве в семье
служащих. В 1949-м закончила Московский
областной педагогический институт, , затем чуть позже - аспирантуру Ярославского пединститута.
Сначала работала учителем русского языка и литературы в селе Троицкое
Московской области , потом в Школе рабочей молодежи. Заведовала кабинетом
критики Дома детской книги , была литературным
сотрудником журнала «Детская литература», и, наконец - она главный редактор
издательства «Круглый год».
То же издательство выпустило ее
книги: «Четверо в пути» ,«Лирика детства», «Образ детства, образ времени». Как
видите, большая часть произведений Надежды Павловой посвящена детям. Это
неудивительно, ведь с самого раннего детства маленькая Надя любила наблюдать за
природой: ее интересовали маленькие жучки, поющие птички, забавные зверюшки ,
каждый со своими повадками. Она могла часами наблюдать з а жизнью животных, а
потом , писать о них увлекательные сказки.
5. Знакомство с текстом.
-А мы с вами познакомимся с одной из
этих сказок, которая называется «Находка»
( Слушание детьми аудиозаписи сказки с голосом учителя, учащиеся следят за текстом в
учебнике)
6. Словарная работа
Минуло манило обомлела непременно
Позволили не суетись тенистое зобик
-Смысл каких слов вам непонятен?
(Улей – домик для пчел;
Манило – звало, призывало;
Обомлеть – оцепенеть , замереть от
неожиданности;
Суетиться – излишне торопиться в
работе;
Зобик – расширенная часть пищевода)
7.Беседа по содержанию прочитанного:
- Кто главный герой сказки?
- Чего никак не могла дождаться молодая пчелка?
- Куда ее манило?
- А что случилось потом?
- Почему пчелка в свой первый рабочий день собрала меньше
всех меда?
- Какой совет дали молодой пчелке ее сестры?
- Кто помог пчелам найти самые медоносные цветы?
- Как они называются?
- Как это сделала пчела-разведчица?
- На цветы какого цвета советовали садиться пчелы-сестры?
- Чему учит эта сказка?
- Ребята, что в этом произведении правдиво, а что
вымышлено?
- Что вам больше всего понравилось в сказке?
Физкультпауза
8.Чтение вполголоса (жужжащее чтение), выделение
непонятных слов
9. Ознакомление с интересными фактами из жизни пчел
- Ребята, а вы заметили, что пчелы в
сказке не все одинаковые? Какие пчелки вам встретились?
(Пчела-мама, пчелы-сестры,
молодая пчелка, пчелка-разведчица).
- А еще есть пчелы –воспитатели,
которые заботятся о личинках, пчелы-сторожа, охраняющие вход в улей от врагов –
шершней, шмелей, ос. И, конечно, есть трутни. Так называют пчел, которые не
хотят собирать мед, а предпочитают питаться
медом, собранным благодаря чужому труду.. Хотите еще узнать интересные
факты из жизни пчел? Наши исследователи изучили эту проблему, и готовы
поделиться с нами результатами своих поисков.
(Подготовленные дети рассказывают об интересных фактах из
жизни пчел)
1.--Пчёлы —высокоорганизованные насекомые.
Они совместно ищут пищи, воду, жилье , вместе защищаются от врагов.
2.--В улье пчёлы вместе строят соты, ухаживают за потомством,
маткой. Каждая пчела выполняет свою работу.
3.--Молодые рабочие пчёлы кормят молодняк, так как у них
хорошо развито маточное молочко. –
4.--Более старшие пчёлы занимаются постройкой жилья — у
них усиленно работают восковые железы.
5.-- Пчёлы среднего возраста выполняют роль санитарки,
пожилые пчёлы — вентиляторщицы.
6.-- И только старые пчёлы занимаются тем, что носят мёд.
7.-- Пчелиный мёд – одно из самых первых
лекарств, используемых человеком.
8.-- Для получения одного килограмма меда
пчелы должны сделать 4500 вылетов и взять нектар с 10 млн цветков.
10. Офтальмологическая пауза
Слово учителя
Пчелы – единственные насекомые,
приносящие людям невероятную пользу. Целительны даже их яд и гудение. Звуки,
издаваемые роем, содержат столько положительной энергетики, что излечивают от
многих болезней. Ночь, проведенная в деревянном домике, под полом которого
расположен улей, прибавляет человеку сил и бодрости. В медицине появилось новая
отрасль – апитерапия, использующая вместо химических лекарств натуральные
продукты, вырабатываемые пчелами.
V. Закрепление
и осмысление знаний
1.Работа над характеристикой персонажа
Технология «Ассоциативный куст»
-Ребята, попробуйте охарактеризовать
пчелку, в этом вам помогут определения
на доске, к которым нужно подобрать слова, противоположные по смыслу.
( На доске на карточках слова:
плохая, ленивая, грустная, равнодушная, злая, капризная, медлительная,
трусливая, глупая, старая. Дети подбтрают слова-антонимы и переворачивают
карточки)
![](file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.png)
![](file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image003.png)
![](file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.png)
![]() |
![](file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image006.png)
![](file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image007.png)
пчелка
![]() |
![]() |
![](file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image010.png)
![](file:///C:/Users/6145~1/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image011.png)
смелая молодая
Физкультпауза
- В сказке мы познакомились с пчелой- разведчицей, которая
рассказала о чудесном цветке медунице с помощью танца. Давайте и мы отдохнем и
потанцуем под песенку о дружбе, как дружные пчелки.
1.Отработка навыков чтения
Игра в прятки
2.Работа с
иллюстрацией
3.Работа в группах
1-я группа
«Пчелы-воспитатели»
(Поделить текст на логически завершенные части)
2-я группа «
Пчелы-сторожа»
(Придумывают названия к каждой части:
Нетерпеливость молодой пчелки.
Первые неудачи.
Советы опытных пчел.
Радостная весть пчелки-разведчицы.
Мед – самое хорошее на свете.)
3- группа
«Рабочие пчелы»
(Составляют кадры к диафильму)
4-я группа
«Пчелы-разведчицы»
( Приносят информацию для остальных групп )
(Иллюстраторы прикрепляют кадры
диафильма на доске)
4. Отчет групп о проделанной работе
5.Элементы драматизации
Игра «Мини-роль»
-Ребята, попробуйте с помощью жестов,
мимики передать содержание таких отрывков из сказки:
- Пчелка собирает мед в свой первый рабочий день;
- Сообщение пчелы-разведчицы;
- Разговор с пчелкой-мамой.
VI.Обобщение
и систематизация знаний
1.Тестирование
2.Чтение и проведение следственного эксперимента. «Кто мог
сказать такие слова?»
3.Придумывание рекламных слоганов для этикеток для баночек
с медом
- На уроках трудового обучения м
изучаем тему «Человек и знаки
информации». Давайте попробуем придумать надписи для этикеток на
баночках с медом, собранным нашими пчелками.
VII. Итог
урока.Рефлексия
- Наш урок подходит к завершению. Вы
хорошо трудились, собирали нектар знаний, а теперь пришла пора заполнить наши
соты медом. Давайте вспомним, что нового мы узнали, что интересное делали, что
больше всего запомнилось?
( Дети называют виды работ,
выполненные на уроке и прикрепляют капельку меда в рамку с сотами на доске:
- познакомились с новой сказкой и с
новым автором – Надеждой Павловой;
- учились быстро и выразительно
читать;
- узнали много нового и интересного о
жизни пчел;
- вспомнили пословицы о труде;
- рассказывали стихи о труде и о
пчелах;
- отгадывали загадки;
- расшифровали название сказки;
- работали в парах, составляли
пословицы;
- работали в группах:
·
делили текст на части,
·
придумывали названия частям;
·
составляли диафильм;
- танцевали;
- делали речевую разминку;
- читали по ролям;
- показывали сценку и т.д.
- Молодцы, значит девиз «Учитель –
пчелка, а знания детей – мед» сработал на славу. Мне приятно, что вы многому
научились, и я надеюсь, что эти знания пригодятся вам в жизни, а за хорошую
работу я поставлю вам оценки. Особенно мне понравилась, работа…, немного больше нужно приложить
стараний… .
VIII. Домашнее
задание (разноуровневое)
- Дома поделитесь своими впечатлениями
об уроке с родителями, а к следующему
уроку подготовьтесь к выразительному чтению сказки , кроме этого:
1 группа подготовится пересказывать сказку,
2 группа подготовит по 2 вопроса по содержанию
прочитанного,
Немає коментарів:
Дописати коментар